18 ноября 2016, 20:06

Авторы лучших идей получили кубки III Всероссийского инженерного конкурса

Наталия Михальченко/ ТАСС

Среди призеров - создатели технологии переработки шламов, увеличения эластичности резины и перевозки грузов по высокоскоростным магистралям по принципу одного окна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 ноября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Авторы самых лучших и полезных инженерных идей и проектов получили кубки III Всероссийского инженерного конкурса (ВИК). Церемония прошла вечером в Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Среди призеров создатели технологии переработки шламов, увеличения эластичности резины и перевозки грузов по высокоскоростным магистралям по принципу одного окна.

"В конкурсе индивидуальных проектов победил 21 человек, на втором месте 39, а всего призеров 119 среди 179 участников финала ВИК", - уточнил директор Института передовых производственных технологий СПбПУ Андрей Фалалеев, работающий в исполнительной дирекции конкурса.

Резина эластичнее и дешевле

Один из победителей Андрей Смирнов из Московского института стали и сплавов (МИСиС) рассказал ТАСС, что созданный его группой наномодификатор для резин и полимеров ферофлекс, получаемый из пылевидных отходов металлургического производства, при добавлении в резину увеличивает эластичность, устойчивость к истиранию. "Мы апробировали манжеты из нашей резины для насосов буровых установок. Срок ее службы вырос в полтора раза, а стоимость снизилась", - рассказал Андрей. Он уже создал компанию по производству наноприсадок в резину "Феррополимер", где изготавливаются опытные партии для апробации и продаж.

Шламы - на переплавку

Виталий Скрипченко из МИСиС, который победил в номинации "промышленная экология и биотехнологии", предложил обезвоживать металлургические шламы гидрогелем для дальнейшей переработки. "В России ежегодно образуется 1 млн тонн шламов. Один металлургический комбинат заполняет им площадь равную 50 футбольным полям, где шламы сушат естественным путем - вода уходит в землю а земля страдает", - описал он масштаб проблемы.

Перерабатывать шлам не позволяет дороговизна барабанных печей, которые нужны для их сушки. Гидрогель, которым Виталий предложил сушить шламы, в несколько раз дешевле.

Вагон для груза, а не наоборот

Айрат Намыбуллин из Московского государственного института путей сообщения Императора Николая II предложил технологию перевозки грузов в вагонах с модульными ячейками, чтобы вагон перестраивался под габарит груза, а не наоборот, а заказать такую услугу можно было бы через смартфон. "Это разгрузит автомагистрали, ускорит и удешевит транспортировку груза по высокоскоростным магистралям", - говорит Айрат.

Технотлон

Ноу-хау конкурса этого года - соревнования групп директоров и конструкторов привели к победе конструкторскую группу Smart materials. Ее выделили в число трех лучших групп не только эксперты, но и зрители церемонии награждения путем sms голосования. Ребята придумали трехслойную пластиковую бутылку со сроком разложения в 50 раз больше обычного. Просто после использования продукта нужно снять наклейку и процесс пойдет.
В этом конкурсе большую роль сыграли корпорации "Росэлектроника", "Роснано", Объединенная авиастроительная корпорации, Объединенная судостроительная корпорация, Русгидро, GS-групп. Они позволили командам поработать над теми же задачами, которые решают их штатные конструкторы, не скрывая, что если студенты найдут лучшие решения, то их пригласят на работу.

"Я бы пригласил всех. У нас 500 стартапов, всем работы хватит", - сказал ТАСС генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" Андрей Свинаренко, но добавил, что "уже переговорил с некоторыми победителями". ФИОП "Роснано" в этом году выступило промышленным партнером Всероссийского инженерного конкурса.

Факел конкурса отбыл в ОАК

Рефлексию от экспертов корпораций, касающуюся сравнения научных результатов студентов и работников корпораций, организаторы ВИК планируют получить спустя некоторое время. "Конкурс стал площадкой научного эксперимента. Мы будем изучать ход инженерной мысли", - отметил в беседе с корреспондентом ТАСС Андрей Фалалеев.

А вот переходящий факел покинул Политех прямо на церемонии награждения. Андрей Свинаренко передал его директору по персоналу Объединенной авиастроительной корпорации Любаве Шепелевой. А она пообещала сохранить и приумножить лучшее, что есть в инженерном конкурсе.
"Нам нужны первоклассные инженеры. Мы собираемся создавать самолет на электричестве", -  отметила она.

Ректор Политеха Андрей Рудской сказал на церемонии, что ему немножко грустно, так как один из самых ярких и плодотворных дней творчества и раскрепощения способностей подходит к концу. А заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов сказал ТАСС, что хотел бы пригласить многих участников ВИК на работу в Минобрнауки. Он поблагодарил Политех за блестяще организованные соревнования молодых инженеров. Слово "будущих" по отношению к ним здесь не употребляют, потому что это хотя и студенты, но они уже сегодня двигают инженерную мысль не только на бумаге, но и в железе.

Всероссийский конкурс инженеров проводится в третий раз. Впервые он прошел в 2014 году в формате небольшой конференции. В 2015 году в нем уже было задействовано на всех этапах 7 тысяч человек, а в нынешнем - в 2 раза больше, 14 тысяч.